Мировое образовательное пространство и интересы России

defaler

В соседнем треде много обсуждают вопросы модернизации. Решил запостить креатив на одну злободневную тему
А. В чем тенденция?
Происходит глобализация образовательной сети, формируются транснациональные образовательные корпорации, миграция студентов происходит уже в мировом масштабе.
Складывание мировой образовательной сети наталкивается на разницу образовательных стандартов, принятых ведущими образовательными державами (ступени и этапы образования, система ученых степеней, подходы к оценке знаний, образовательное законодательство и т.д.).
Как следствие, идет борьба между различными стандартами. Болонский процесс, по факту, фиксирует «победу» англо-саксонской модели на территории Европы.
Б. Российские интересы
Существует три возможных сценария развития российского образования с точки зрения участия в глобализирующемся образовательном пространстве.
1. Сценарий 1. «Железный занавес». Выстраивание искусственных преград на пути процессов интеграции (аналог «железного занавеса»). Демонстративное неучастие в мировых процессах. Замыкание на внутреннем рынке. В ближайшее время такой сценарий приведет к «сжатию» системы образования (в силу негативных демографических процессов). Сократятся контингенты учащихся. Кроме того, данный подход не содержит в себе никаких стимулов к реальным изменениям. В силу этого, неизбежная конкуренция вузов будет вестись, скорее всего, по основанию «традиционности», «брэндовости», заслуженных успехов, что, в свою очередь, приведет к стагнации и дальнейшему разложению.
2. Сценарий 2. «Пассивное участие». Россия принимает на себя все обязательства, связанные с Болонским процессом (это несложно, учитывая потрясающую способность наших вузов к мимикрии). Российские дипломы со временем начинают формально признаваться в Европе, при этом, реально «востребованными» является лишь их малая часть. В свою очередь, европейские вузы разворачивают активную деятельность на привлекательном для них российском рынке. Российские вузы, будучи не в силах выдержать конкуренцию, становятся площадками для реализации программ европейских вузов. Через некоторое время брэнд «российского» образования окончательно размывается, а Россия становится рынком для западных вузов.
3. Сценарий 3. «Продвижение собственного стандарта». В современном мире основным принципом конкуренции является не только экономическое соревнование, но и борьба за стандарты. Россия должна войти в мировое образовательное пространство на собственных условиях, сначала обозначив, а потом заняв особую «нишу». В традиционно сильных для российской системы образования направлениях оно должно взять на себя инициативу разработки и «лоббирования» в международном пространстве новых «образовательных стандартов» (здесь «стандарт» понимается шире, чем традиционный набор перечней предметов). При этом страны СНГ и Балтии должны рассматриваться как наиболее перспективный регион для России с точки зрения экспорта образовательных услуг.
Третий сценарий, являясь наиболее амбициозным и сложным в реализации дает основания и повод для серьезных изменений. Еще более остро встает проблема повышения конкурентоспособности российского высшего образования, перехода к более гибкому, современному, индивидуализированному учебному процессу.
Вопрос участия в Болонском процессе это не только вопрос «признания» российского образования зарубежом, но и вопрос формирования новых конкурентных преимуществ, без которых мы не сможем занять достойных позиций в формирующемся глобальном образовательном пространстве.

mesapotam

Существует три возможных сценария развития российского образования с точки зрения участия в глобализирующемся образовательном пространстве.
Четвёртый сценарий: имитация реформ в ожидании, что - "само рассосётся".

rasenant_67

Сценарий 2. «Пассивное участие».
А почему нет сценария "Активное участие"?
Если на западе могут выучить производственника
за 4 года и научного работника за 6, разве у нас
это невозможно?

sidorskys

Самый вероятный.
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: